VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

 

РОССИЯ И МИР ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

«МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: УРОКИ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА»

Председатель секции: Шестопал Алексей Викторович, заведующий кафедрой философии МГИМО (У) МИД России, профессор, доктор философских наук.

Со-председатель: Глаголев Владимир Сергеевич, профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России, доктор философских наук.

Отв. секретарь: Желудова Наталья Федоровна

Глобальный финансово-экономический кризис последних лет со всей остротой поставил вопрос о расширении поля поиска духовно-нравственных, общекультурных оснований современного и будущего мирового порядка. Это временное и пространственное поле включает в себя традиции мировых религий и локальных культур, в том числе философские модели, складывавшиеся на протяжении всей истории философии.
Глобальное постиндустриальное общество вступило в новую фазу. Роль обеспечивающих информационных технологий стала отходить на второй план. Вперед выдвинулись вопросы информационного содержания, культуры и языка. Культурное разнообразие, открытость и динамичное межкультурное взаимодействие становятся важнейшими ресурсами стабильного общественного развития, обеспечения достоинства, свободы и прав человека, профилактики и преодоления кризисов.

Участники:

  1. Dr. Adrian Pabst − University of Kent Lecturer in Politics – «Russia and the Global Politics of Paradox: building a civil economy and associative democracy»
  2. HU Feng-Yung − PhD, assistant professor Yuan-Ze University – «Китай Угрозы и меры противодействия Тайваня: Соединенные Штаты и Россия факторов»
  3. Алленов В.А. – аспирант ДВГУ – «Мифологический компонент в международных отношениях и мировой политике»
  4. Арацки Зоран (Aracki Zoran) – доктор коммуникологии, Университет «Мегатренд», доцент – «Эффекты кризиса и будущее медийной коммуникации»
  5. Арзуманов И.Ф. − доктор культурологии, Юридический институт Иркутского государственного университета, доцент кафедры теории и истории государства и права − «Байкальский Регион − проблемы государственного регулирования культур-религиозного транзита»
  6. Астахов Е.М. – к.и.н., профессор, МГИМО (У) МИД России – «Межцивилизационное измерение современного мира»
  7. Ашин Г.К. – д.ф.н., профессор, МГИМО (У) МИД России – «Элитарная и массовая культуры в условиях мирового кризиса. В соавторстве с А.П. Мидлером»
  8. Баринова Дарья – аспирант МГИМО (У) МИД России – «От моноязычного к многоязычному Интернету: интернациональные домены верхнего уровня как новые вызовы обществу знаний»
  9. Воевода Е.В. – к.пед.н., профессор, МГИМО (У) МИД России – «Обучение "международному" английскому языку: путь к конвергенции или дивергенции культур?»
  10. Волков С.В. – переводчик Международной компании – «Проблема социокультурного взаимодействия США и Японии»
  11. Галстян Х.С. − к.п.н., Ереванский госуниверситет, доцент кафедры политологии – «Политическая диалогистика:искусство жить вместе»
  12. Глаголев В.С. – д.ф.н., МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры философии – «Реализм как принцип анализа проблем мирового кризиса»
  13. Глебова Надежда – преподаватель Центр лингвистики «ОНТО» – «Переводческая деятельность как часть межкультурной коммуникации в странах арабского мира»
  14. Горенко И.В. − к.ф.н., project coordinator WD Group – «Телеология глобального кризиса: буддийский взгляд»
  15. Гронская Н.Э. − д.п.н., профессор, Нижегородский лингвистический университет заведующая кафедрой международных отношений и политологии − «Полилингвизм versus глобаллингвизм: языки на весах глобализации»
  16. Додельцев Р.Ф. – к.ф.н., МГИМО (У) МИД России, кафедра философии – «Общечеловеческое и национальное в культуре»
  17. Долгов К.М. − д.ф.н., профессор, Дипломатическая академия МИД России, заведующий кафедрой философии, истории и культуры – «Смыслы и цели служения человека»
  18. Зарубина Н.Н. − д.ф.н., профессор, МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры социологии – «Деньги в социальной коммуникации: что изменил глобальный кризис»
  19. Каргина И.Г. − к.с.н., МГИМО (У) МИД России, начальник управления учебно-организационной работы, доцент кафедры социологии – «Новое христианство − качественные преобразования постмодернистского пейзажа»
  20. Карелова Л.Б. − к.ф.н., Институт философии РАН, старший научный сотрудник – «Походы современных японских ученых к проблеме межкультурного диалога»
  21. Катрич Л.В. − к.с.н., МГИМО (У) МИД России, старший преподаватель − «Особенности языковой картины мира в условиях глобализации»
  22. Климов А.Г. − к.с.н., Государственная академия славянской культуры, профессор, заведующий кафедрой социологии и прикладной культурологи – «Идеологии и религиозные учения. Современные изменения и плане социальной организации»
  23. Коктыш К.Е. – к.п.н., доцент, МГИМО (У) МИД России – «Когнитивные основания современной  мировой экономики»
  24. Колобова С.А. - к.полит.н., доцент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет – «Межкультурные коммуникации и их особая роль после завершения глобального кризиса»
  25. Коннов В.И. − к.с.н., МГИМО (У) МИД России, доцент кафедры философии – «Соотношение экономических и культурных факторов в формировании концепций научной политики»
  26. Коренева И.Г. − библиотекарь 1 категории Научной библиотеки МГИМО (У) МИД России, аспирант кафедры философии – «Роль научного потенциала в мотивации творческой деятельности преподавателя высшей школы: взгляд из мирового образовательного пространства»
  27. Кошкарян М.С. − к.ф.н, MA Medieval Studies, University of Georgia, US Instructor − «Язык как средство межкультурного общения»
  28. Кубышкина Е.В. – МГИМО (У) МИД России, аспирант – «Американский политический дискурс: эволюция коренных метафор в условиях кризиса»
  29. Курабцев В.Л. – д.ф.н., Российский государственный социальный университет, профессор − «Южный федеральный округ: новое переселение народов?»
  30. Лютова С.Н. − к.ф.н., МГИМО (У) МИД России, доцент кафедры философии – «"Плавильный котёл" и кризис толерантности»
  31. Матвеенко Д.Я. – ГАСК, аспирант, помощник президента ГАСК – «Германия и Россия в судьбе Великой княгини Елизаветы Федоровны»
  32. Мигранян З.А. – к.и.н., доцент, МГИМО (У) МИД России – «Кризис Просвещения: Английская политическая традиция и современность»
  33. Мидлер А.П. – к.ф.н., агентство Интерфакс, обозреватель – «Элитарная и массовая культуры в условиях мирового кризиса» В соавторстве с Г.К. Ашиным.
  34. Митрович Любиша (Mitroviж Ljubiљa) − д.ф.н., профессор, Сербия, Нишский университет, философский факультет – «Современный мир на распутье: преопределение глобальной стратегии развития»
  35. Мяло К.Г. − к.и.н., советник президента МОФ «Экспериментально-творческий центр» − «Север или Юг? (Россия и социальные вызовы глобализации)»
  36. Новиков Д.В. – МГИМО (У) МИД России, старший преподаватель – «Демократия вне концепта»
  37. Орлова О.В. − кандидат культурологии, доцент, Государственная академия славянской культуры, декан факультета лингвистики – «Особенности восприятия чужой культуры»
  38. Панфилова Т.В. − д.ф.н., МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры философии – «Межкультурное взаимодействие после кризиса»
  39. Писманик М.Г. − д.ф.н., Пермский государственный институт искусства и культуры, профессор кафедры культурологи– «Диалог Церкви и общества: пермский опыт»
  40. Пономарев В.А. − «Библос консалтинг», Генеральный директор – «Российско-арабский культурный диалог»
  41. Самарин А.Н. – к.ф.н., доцент, МГИМО (У) МИД России – «Конфликтологические проблемы межкультурной коммуникации в условиях глобального кризиса»
  42. Сергеев В.М. − д.и.н., профессор, МГИМО (У) МИД России, директор Центра глобальных проблем ИМИ – «Антропология современного глобального кризиса»
  43. Силантьева М.В. − д.ф.н., МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры философии – «Аксиология кризиса как философская метастратегия»
  44. Халиль Мона − Центр гуманитарного сотрудничества, директор по международным связям – «Социологические проблемы этнической и религиозной толерантности в России»
  45. Швейкина Н.С. – к.п.н., СПбГУ, ассистент – «В трёхмерном измерении: мировая политика через призму киноиндустрии»
  46. Шишлова Е.Э. – МГИМО (У) МИД России, доцент кафедры философии, заведующая учебно-исследовательской лаборатории факультета Международной журанлистики – «Политические межкультурные коммуникации через призму гендера»

Доклады:

Dr. Adrian Pabst «Russia and the Global Politics of Paradox: building a civil economy and associative democracy»
The global economic crisis has not just confirmed the defeat of neo-liberal 'free-market' fundamentalism but also the failure of centralised, bureaucracy statism. Far from being diametrically opposed, big business and big state have always converged and colluded against intermediary institutions mediating between the individual and the collective.
These structures include local government, small- and medium-sized businesses, professional associations and the institutions of civil society at the sub-national and supra-national level. Taken together, they form a civil economy that embeds the central state and the free market and also an associate democracy centred on communities and groups.
In order to generate growth and foster social cohesion, states need to support these forces. By developing a non-western model of development, Russia under President Medvedev has a crucial contribution to make to ongoing global debates on new rules and new policies concerning investment and social capital.

Алленов В.А. «Мифологический компонент в международных отношениях и мировой политике»
В настоящий момент не прекращаются попытки создания основы, оправдывающей политику того или иного государства или режим в ведении международных отношений. Создание политических мифов становится все изощреннее.

Арацки Зоран (Aracki Zoran) «Эффекты кризиса и будущее медийной коммуникации»
С падением Берлинской стены масс-медиа на Балканах вошли в эпоху транзита, которая во многом изменила их характер и положение в обществе. Финансовый кризис дополнительно ухудшил условия их существования. В значительной мере возросли искушения, пред которыми, вообще говоря, непрерывно находятся представители этой профессии во всем мире. Одновременно в Сербии произошли изменения в структуре собственности на печатные издания и электронные СМИ. На сцену выступила новая медийная элита, но обозначившиеся перемены, не принесли ожидаемых результатов. Напротив, для журналистов возросли ограничения, под угрозу было поставлено их материальное положение. В условиях экономического кризиса в значительной мере снизились доходы от объявлений, что стало для новых собственников стимулом для увольнений с работы тысяч журналистов. В своем докладе указывается на ожидания, что капитализм, как система, выживет, но в формах, которые будут во многом иными, нежели те, что мы знаем в течение последних 40 лет. Предстоит два десятилетия экономической нестабильности, прежде чем прояснится его специфика этой новой фазы.

Арзуманов И.Ф. «Байкальский Регион – проблемы государственного регулирования культур-религиозного транзита»
Актуальность проблематики регионального культур-цивилизационного транзита обусловливается двумя основными методологическими модусами. Первый – макро-методологический, связан с культурологическими маркерами философско-политического и философско-правового осмысления процессов возникновения, закономерностей формирования и развития принципов государственного регулирования религиозной сферы. Второй – практико-прогностический – определяется соотношением государственного регулирования с особенностями правового регулирования и государственного управления. Геополитический ракурс культур-цивилизационной транзитности Байкальского региона накладывают свой отпечаток на механизмы, уровень и средства государственного регулирования, его предмет, сферу, пределы и методы. Формы региональной политической практики складываются в условиях апории между реалиями предмета и сферы государственного регулирования и либерально-демократических идеологемм конституционно-правового базиса. Объектно-предметный ряд вскрываемой проблематики опосредован пониманием сферы государственного регулирования культур-религиозной сферы как совокупности всех форм взаимосвязей государства и конфессиональных институтов в различных сферах деятельности, в т.ч. и политической и юридической. В социоэмпирике процессов этно-политизации и идеологизации религиозно-культурных комплексов это касается субъектно-институциональных составляющих религиозного пространства Байкальского региона – конфессиональных институтов мировых религий, мифо-религиозных систем автохтонных верований, религиозных инноваций – в контексте трансазиатского вектора.

Астахов Е.М. «Межцивилизационное измерение современного мира»
В докладе анализируются современные тенденции межкультурных коммуникаций. Излагаются основные элементы «цивилизационного» подхода к истории. Особое внимание уделяется диалогу цивилизаций, который сегодня подменяется монологом евроатлантической цивилизации. Ставится под сомнение правомочность претензий евроатлантистов на высший цивилизационный статус как в экономическом, так и «нематериальном» контексте.
Проводится тезис о появлении новых полюсов формирующегося многополярного мира, «восходящих гигантов» в Азии и Латинской Америке. Делается попытка прогнозирования роли главных игроков будущего мироустройства.
Под этим углом зрения рассматривается проблематика «Русского мира», плюсы и минусы его встраивания в глобализацию.

Ашин Г.К. «Элитарная и массовая культуры в условиях мирового кризиса». В соавторстве с А.П. Мидлером
Мировой кризис не мог не затронуть сферу культуры – элитарной и массовой. Заметный сегмент элитарной культуры все отчетливей дистанцируется от реальности. Другой ее сегмент интенсивно массовизируется: в СМИ, в общественном транспорте, на стенах домов и на улицах ряда крупнейших городов мира все чаще появляются копии элитарной живописи, отрывки из философской афористики, стихи, звучит (наряду с массовой) и элитарная музыка.
Описанные процессы не новы. Но следует подчеркнуть, что в условиях мирового кризиса элитарное творчество все заметней отвечает на вызов масскульта. Чем? Тем, что, так или иначе, значимость элитарной культуры увеличивается, из ее сокровищ черпаются ценности, опора на которые может изменить базовые идеологические парадигмы, лежащие в основе мирового кризиса.

Баринова Дарья «От моноязычного к многоязычному Интернету: интернациональные домены верхнего уровня как новые вызовы обществу знаний»
Новая эра Интернета: переход от англоязычного к многоязычному пространству доменных имен. Усложнение системы. Новые возможности для общения и проблемы управления.

Воевода Е.В. «Обучение "международному" английскому языку: путь к конвергенции или дивергенции культур?»
В условиях глобализации английского языка возникает вопрос о возможности формирования глобальной наднациональной культуры мира. Однако, параллельно с глобализацией национальных экономик, происходит активный процесс культурной самоидентификации представителей различных этнолингвокультур. Даже при общении на едином контактном языке – английском – у коммуникантов сохраняются свойственные их родной лингвокультуре импликации, отношение к различным явлениям, т.е. то, что составляет «скрытую» часть культуры. На эффективность межкультурной коммуникации также влияет принадлежность коммуникантов к культуре высокого или низкого контекста. При обучении английскому языку для межкультурной коммуникации специалистов-международников необходимы специальные тренинговые программы, развивающие толерантность и позволяющие понимать особенности коммуникации с представителями иных культур.

Волков С.В. «Проблема социокультурного взаимодействия США и Японии»
В настоящее время современное общество претерпевает качественные изменения. Стремительное развитие коммуникационных и информационных технологий приводит к существенным изменениям в общественной организации труда. Происходит процесс перехода от массового стандартизированного производства к «индивидуализированному», постфордистскому. Индустриальное общество трансформируется в общество знания. Наибольшую значимость приобретает способность творчески и независимо мыслить.
Главный субъект становления общества знания – США. Такое положение Соединенных Штатов заключается в уникальном социокультурном базисе, основанном на ценностях индивидуализма, прагматизма, новаторства и т.д.
Япония – одно из обществ, наиболее успешно осуществивших модернизацию. Однако переход в категорию развитых стран требует качественных изменений. Эффективность «группизма», пожизненного найма, «аскетического» труда уходит в прошлое. Главная роль отводится «личностному» знанию как способности действовать. Однако трансляция такого «знания» зависит от социокультурного контекста. Способна ли Япония аккумулировать процесс производства «знания» на основе своих культурных особенностей или ей вновь предстоит адаптироваться к американским ценностям? Ответ на этот вопрос может дать только глубокий анализ цивилизационно-культурного со-развития и взаимодействия США и Японии.

Галстян Х.С. «Политическая диалогистика:искусство жить вместе»
В данном докладе рассматриваются вопросы становления нового направления в политической науке. Политическая диалогистика – это новая научная отрасль знания, которая призвана решать задачи сосуществования человечества в 21 веке. XX век вошел в историю как самый кровопролитный и жестокий, где доминировал образ «Homo conflictus». Будущее человечества за «Homo dialogus», как феномена XXI века.

Глаголев В.С. «Реализм как принцип анализа проблем мирового кризиса»
Итоги первого этапа развертывания мирового кризиса показали его многоаспектный и многоуровневый характер, продемонстрировали развертывание долговременных процессов наложения друг на друга его последствий. Система международных коммуникаций восприняла кризисные реалии в соответствии с теми задачами своих «настроек», которые сложились задолго до наступления кризиса и не смогли в большинстве случаев «перезагрузиться» на установки объективного раскрытия его содержания, тенденций и неизбежных долгосрочных последствий.
Как следствие, эти системы популяризировали те кластеры экспертных оценок, которые отражали положения, ожидания и интересы мировых игроков, включенных в кризисное пространство. Многополярность устремлений и долгосрочных интересов ведущих экономико-социальных групп, захваченных кризисным процессом, способствовала, в свою очередь, релятивизации значений экспертных заключений и выводов. Дальнейшее развитие кризиса с неизбежностью потребует коррективов как исходной методологии его анализа, так и концепций рассмотрения создаваемых им реалий.

Глебова Надежда «Переводческая деятельность как часть межкультурной коммуникации в странах арабского мира»
«Эпоха переводов», принесшая с собой на арабский Восток в 19 веке всё многообразие достижений западного мира и в значительной степени определившая период арабского Возрождения – «Ан-нахда», в настоящее время является одним из тех периодов в истории арабского мира, на которые ссылаются в поисках путей преодоления отсталости в странах арабского Востока, в процессе самоидентификации и определении путей межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в условиях современного мира. Характеристика существующего положения дел в данной сфере деятельности и книгоиздания в целом в странах арабского мира, выделение основных проблем развития этого вида деятельности, представление возможных путей преодоления существующих кризисных явлений составляют предмет исследования, представленного в данном докладе.

Горенко И.В. «Телеология глобального кризиса: буддийский взгляд»
Отношение к кризису определяется способом его тематизации. Если формализовать его событие как таковое, вне вполне «естественных» экономических и политических причин, то получившееся может быть выражено как внезапное нарушение заведенного порядка вещей, осознание тотальной сомнительности всего того, чем определялась и питалась наличная жизнь. И здесь, безусловно возникает возможность философского размышления и разницы в подходах и реализации тех или иных религиозных парадигм, которые его определяют. Буддизм не исключение.

Гронская Н.Э. «Полилингвизм versus глобаллингвизм: языки на весах глобализации»
Логика развития глобализационных процессов демонстрирует стремление к гомогенизации коммуникативных практик, к универсализации языкового общения и сводит в абсолюте все языковое многообразие к некоему единому универсальному глобальному языку. В рамках этой логики целесообразно отметить спорность термина полилингвизм, применяемого для обозначения современной языковой ситуации. Анализируя глобализацию с лингвистической точки зрения, следует отметить принципиальное отличие процессов в языковой сфере от глобального слияния экономических и финансовых потоков и формирования единого глобального экономического пространства. Скорее мы имеем дело с очень болезненной и сложной процедурой распределения сфер коммуникативных практик между активно функционирующими языками, причем в данном случае глобализация формирует новые типы глобальных коммуникативных практик: мировая наука, международный бизнес, международное образование. Рассматриваемая эволюция Global English является естественным лингвистическим процессом, позволяющим наблюдать и изучать мировую языковую ситуацию, которую предлагается именовать глобаллингвизмом, в ее динамическом развитии.

Додельцев Р.Ф. «Общечеловеческое и национальное в культуре»
В докладе излагаются основы эволюционного подхода к решению теоретико-познавательных проблем, предложенного автором в работе "Введение в науку о науке". Данный подход нацелен на выделение ключевых черт познавательной способности человека, многие из которых имеют корни в эволюционных процессах, предшествовавших стадии антропогенеза. Учитывая, что познавательная деятельность составляет основу современной цивилизации, зачастую характеризуемой как "общество знаний", исследование генезиса познавательной способности человека позволяет выделить общечеловеческую основу всех современных культур и таким образом способствовать уточнению понятий "нация", "национальная культура", "этнос" и собственно "цивилизация", расплывчатость которых способна служить поводом для злоупотреблений ими в политическом дискурсе.

Долгов К.М. «Смыслы и цели служения человека»
В докладе будут исследованы основные характеристики смысла человеческого существования, человеческой деятельности и творчества в различных сферах жизни.

Зарубина Н.Н. «Деньги в социальной коммуникации: что изменил глобальный кризис»
В докладе будет рассмотрено функционирование денег в социальных коммуникациях разного уровня, в том числе в глобальных. Будет показано их значение в качестве «холодного средства коммуникации» (М.Маклюэн) в мировой финансовой экономике, раскрыта роль в переходе мировой экономики в фазу рецессии и связанные с осознанием этой роли попытки переоценки социальных значений денег.

Каргина И.Г. «Новое христианство – качественные преобразования постмодернистского пейзажа»
Одной из характерных черт XXI века будет увеличение доли людей в мире, идентифицирующих себя с одной из двух религий – христианством или исламом. По мнению многих исследователей, именно на границе пересечения двух глобальных культур, детерминированных христианскими и исламскими традициями и ценностями проходит основная линия столкновения и раскола цивилизаций, часто приводящая к конфликтам. В этих условиях для христианского Запада оказывается жизненно необходимым находить пути урегулирования этих конфликтов, а также стремление лучше понимать и учитывать объективные реалии меняющихся пропорций религиозной карты мира. Однако,пожалуй, не менее насущной необходимостью является понять, что в настоящее время стремительно набирает силу другой религиозный гигант – это незнакомый мир нового христианства, являющийся религией третьего мира. Южное христианство – это не просто пересаженная версия знакомой религии старого христианского Запада. Это по-настоящему новые и развивающиеся организации. Насколько новое христианство отличается от своего предшественника, и какое оно способно оказать влияние на мир, еще предстоит выяснить.

Карелова Л.Б. «Походы современных японских ученых к проблеме межкультурного диалога»
В докладе предполагается рассмотреть подходы современной японской интеллектуальной элиты к проблеме межкультурного диалога в контексте осмысления процесса формирования глобальных норм и стандартов. Эти подходы основаны на понимании глобализации, как явления, подверженного влиянию со стороны всех его акторов, идеях гибкости глобальных норм, взаимоприемлемого сопряжения и гармонизации ценностей и смыслов.

Катрич Л.В. «Особенности языковой картины мира в условиях глобализации»
Данный доклад посвящен вопросам особенностей языковой картины мира в современных условиях глобализации и нелинейной динамики общественного развития.

Климов А.Г. «Идеологии и религиозные учения. Современные изменения и плане социальной организации»
В социокультурной истории религиозные учения выступали наиболее ранней формой выражения идеологий. Соответственно, религиозная организация может рассматриваться как протомодель организации, возникающей и развивающейся на идеологических основаниях. Эволюция социальных порядков и форм социальной организации, попавшая в поле научного интереса в Новое время и интенсивно проявляющаяся в трансактных социальных системах, не могла не затронуть характеристики религиозных и идеологических организаций. В анализе отмеченных процессов указывается, как логика становления религиозного учения проявляется в становлении специфики современных социальных организаций, в особенности – идеологических.

Коктыш К.Е. «Когнитивные основания современной мировой экономики»
Любая экономическая транзакция одновременно есть и обмен смыслами – то, что малозначимо в одной социокультурной системе, но может быть значимым в другой, обменивается на то, что значимо для нее, но малозначимо для контрагента обмена. Цивилизационная разность долгое время была условием и предпосылкой существования мировой торговли.
Однако, глобализация, кроме прочего, стала и глобализацией и усреднением ценностей – в том числе и экономических. Одним из оснований кризиса, повлекшим падение рынков, с безусловностью стала унификация ценности одного и того же товара на разных рынках.

Колобова С.А. «Межкультурные коммуникации и их особая роль после завершения глобального кризиса»
Глобальный кризис обострил уже ставшие очевидными проблемы взаимозависимого мира, связанные с налаживанием культурного взаимодействия как важнейшего элемента сохранения стратегической стабильности. Последствия мирового кризиса в сфере интеграционных процессов в различных регионах мира способны еще долгое время сохранять свое негативное влияние. В этой связи весьма актуальным становится развитие и дальнейшее расширение после окончания кризиса межкультурных коммуникаций как ключевого элемента при поиске точек соприкосновения стран и народов, без которого невозможно говорить о взаимопонимании. Такие коммуникации способны стать ключевой гуманитарной составляющей глобализирующегося мира, при учете тех проблем и ошибок, которые выявил глобальный кризис.

Коннов В.И. «Соотношение экономических и культурных факторов в формировании концепций научной политики»
Доклад посвящен исследованию взаимосвязи влияния уровня экономического развития и устойчивых культурных практик на формирование программных документов в области научной политики. Документы такого рода (в качестве исходных примеров берутся доклад В. Буша «Наука – бесконечная передовая» 1945 г. и доклад Д. Гвшиани «Социальная роль науки и научная политика» 1970 г.) представляют собой определенное сочетание предшествующих им социально-экономических теорий и влияния экономических реалий. В докладе предпринимается попытка определить относительное значение этих двух факторов в формировании концепций научной политики и проследить процесс практической реализации такого рода программ с позиции воплощения их положений в конкретных практиках научной деятельности. Анализ, изложенный в докладе, опирается на методологию теории "тройной спирали", социологии научного знания и теории акторских сетей.

Коренева И.Г. «Роль научного потенциала в мотивации творческой деятельности преподавателя высшей школы: взгляд из мирового образовательного пространства»
Важным аспектом развития научного потенциала являются научные интересы как серьезная мотивация творчества, если при этом занимающийся наукой еще и талантлив. Уровень современных исследований требует, чтобы ученый обладал глубокими знаниями в своей области и знаком с работами в смежных науках.
Эпоха глобализации позволяет нам мыслить глобально и не замыкаться в рамках национальных культур, отгораживаясь от остального мира. Для того, чтобы исследователь имел доступ к обширной информации по его области знаний, нужна определенная реорганизация существующей системы обмена этой информацией. Научные конференции способствуют развитию научных исследований, так как они дают ученым возможность обменяться новейшими данными, наметить пути дальнейшей работы.
В современной науке идет быстрый процесс специализации. Многие проблемы можно решить только общими усилиями различных специалистов, т.е. наряду с детализацией знаний идет также и процесс их синтеза. В условиях глобализации процесс модернизации образования должен быть осмыслен и стратегически определен с учетом общей стратегии России на мировом образовательном пространстве.

Кошкарян М.С. «Язык как средство межкультурного общения»
В последние годы мне довелось иметь дело в преподаванием иностранных языков (французского, русского) в университетах США. К моему большому огорчению, традиционный филологический подход к языку всё больше заменяется прикладной лингвистикой. Всё большее значение придаётся техническим средствам обучения; роль преподавателя сводится к функции менеджера, который организует процесс само- и взаимообучения студентов. Вместе с тем, живой язык – это не эсперанто: его необходимо изучать в контексте культуры того или иного народа, иначе говоря обучение языку должно, на мой взгляд, основываться на чтении литературных текстов, просмотре фильмов, прослушивании песен, знакомстве с фольклором и т.д. Все это должно изучаться на языке оригинала, с анализом языковых выражений и конструкций. То же, что делается сейчас, имеет целью, во-первых, удешевить процесс преподавания за счёт уменьшения количество профессоров, а, во-вторых, проведения экспериментов, способствующих усовершенствованию техники компьютерного перевода. Последний очень полезен, но только в технических целях. Если же русская или французская речь иностранца будет сведена к тому уровню, на котором в ближайшее время сможет осуществляться компьютерный перевод, то его мышление будет определяться возможностями машины. Язык живого человека включает в себя его культурный, лингвистический жизненный опыт, богатство ассоциаций и т.д. С исчезновением такового может осуществиться замятинско-оруэлловский кошмар, причём путём не внешнего давления на человека (которому он в принципе способен противостоять), а путём формирования определённого усреднённого способа мышления, правила которого будут диктоваться уже не волей группы людей, а машиной, в свою очередь, работающей в границах узкого прикладного лингвистического мышления. Только возвращение к филологии – науке и искусству, не отделяющего мысль от слова, которым она выражена, а последнее – от его культурно-исторического контекста, способно сохранить не только живой язык, но и неповторимость мышления каждого человека.

Кубышкина Е.В. «Американский политический дискурс: эволюция коренных метафор в условиях кризиса»
Метафора – главный способ коммуникации между властью и обществом, она позволяет власть имущим объяснить и легитимировать свои действия как в собственном внутреннем, так и во внешнем пространстве. Очевидно, что в условиях кризиса требуется иной уровень легитимации, а значит, претерпевает изменения и сам дискурс. Каким образом? На этот вопрос я постаралась ответить в своем докладе.

Курабцев В.Л. «Южный федеральный округ: новое переселение народов?»
Статья посвящена исследованию этносоциальных процессов на Юге России в конце ХХ – начале ХХI веков. В работе рассмотрены проблемы этнической миграции, ее причин; исследуются вопросы этнофобий, этнического эгоизма, этноцентризма. Выявляются три основных процесса поиска "почвы" различными этносами Юга бывшего СССР.

Лютова С.Н. «"Плавильный котёл" и кризис толерантности»
Доклад посвящён обострению национального вопроса в США и межэтнических проблем накануне и во время мирового экономического кризиса (на примере отношений белого и так называемого коренного населения Северной Америки).

Матвеенко Д.Я. «Германия и Россия в судьбе Великой княгини Елизаветы Федоровны»
Особое значение в современной культуре имеет обращение к духовно-творческому наследию Великой княгини Елизаветы Федоровны. Особое внимание уделяется истокам культуры милосердия Елизаветы Федоровны, её участию в развитии православного храмоздательства в Германии. Анализируется феномен детства святого человека на примере бытия Великой подвижницы. Рассматривается влияние русской православной культуры на становление Великой княгини.

Мигранян З.А. «Кризис Просвещения: Английская политическая традиция и современность»
Как часто мы, употребляя слово «современность», всего лишь обозначаем внешнюю, временную характеристику событий и процессов. Тем не менее понимание Современности как особой исторической эпохи, уникального исторического проекта под названием «Модерн», остается важнейшей научной, интеллектуальной и культурологической задачей, о чем свидетельствует огромное число общетеоретических и специальных исследований, увидевших свет в последней трети ХХ и начале XXI века. Это инспирируется прежде всего стремлением сделать понятие Модерна ключом к раскрытию смысла сегодняшнего состояния мира, определяемого как Постмодерн, или как «безвременье» после завершения исторически определяемой Современности.
Неустойчивость нынешней мировой ситуации, невозможность выявления сколь-нибудь четких векторов движения от настоящего к будущему, разрушение ценностей, казавшихся ранее всеобъемлющими и незыблемыми, порождает своеобразную ностальгию по Просвещению, причудливо сочетающую его «оплакивание», развенчание и идеализацию. Даже при сетованиях, что мы живем среди «недоразобранных руин» Просвещения, остается общепризнанным его значение как общесмысловой и формообразующей основы трехвековой эпохи Модерна, порожденной историческим прорывом Европы, взявшей на себя роль лидера мирового развития.

Мидлер А.П. «Элитарная и массовая культуры в условиях мирового кризиса». В соавторстве с Г.К.Ашиным.
Мировой кризис не мог не затронуть сферу культуры – элитарной и массовой. Заметный сегмент элитарной культуры все отчетливей дистанцируется от реальности. Другой ее сегмент интенсивно массовизируется: в СМИ, в общественном транспорте, на стенах домов и на улицах ряда крупнейших городов мира все чаще появляются копии элитарной живописи, отрывки из философской афористики, стихи, звучит (наряду с массовой) и элитарная музыка.
Описанные процессы не новы. Но следует подчеркнуть, что в условиях мирового кризиса элитарное творчество все заметней отвечает на вызов масскульта. Чем? Тем, что, так или иначе, значимость элитарной культуры увеличивается, из ее сокровищ черпаются ценности, опора на которые может изменить базовые идеологические парадигмы, лежащие в основе мирового кризиса.

Митрович Любиша (Mitroviж Ljubiљa) «Современный мир на распутье: предопределение глобальной стратегии развития»
Капиталистический мир сегодня находится между двумя кризисами: конъюнктурным – «короткой волны» и структурным долговременным. Они взаимно сменяют, переплетаются и дополняют друг друга, создавая зачастую видимость роста и развития системы, но не затрагивают базисное ее противоречие между субъектами новых производительных сил и монополистических структур капитала. Финансовый кризис 2008 – 2009 гг. представляет собой лишь внешнее проявление более глубокого кризиса «длинной волны», который, по прогнозам американского социолога И.Валлерстайна, в середине XXI века радикально изменит рамки существующего мирового порядка и откроет путь к строительству новой системы. Сегодняшний кризис является результатом неолиберального рыночного фундаментализма и анархичной, «асимметричной» или моноцентричной глобализации. Выход из тупика автор видит в социал-демократической альтернативе мирового развития, которая могла бы остановить социал-дарвинизацию планеты и которая связала бы индивидуальную инициативу с массовой мотивированностью к творчеству, состязание, демократию с солидарностью, борьбу за свободу – с борьбой за равенство.

Мяло К.Г. «Север или Юг? (Россия и социальные вызовы глобализации)»
Как правило, в России, говоря о глобализации, на первый план выдвигают угрозу стирания национально-культурных различий, которые она несет с собой, сопутствующее ей «последовательное отстранение от всех местных интересов, норм и преданий» (А.С.Панарин). Соответственно, камнем преткновения на ее пути видятся «этнические, национальные, религиозные и культурные границы» (А.И.Юрьев). На второй или даже третий план отходит другой аспект этого процесса: быстрое углубление, притом в планетарных масштабах, социально-экономического неравенства. За рубежом, где этой проблеме уделяется больше внимания, в центре его в основном находятся страны мира, еще не столь давно именовавшегося «третьим». Происходящее в России и, шире, на постсоветском пространстве в целом, как правило, под этим углом зрения не рассматриваются.
Между тем здесь, в силу резкости и стремительности социального сброса огромных человеческих масс, уже обозначились отнюдь не локальные опасные последствия глобализации, развивающейся в таком формате. В их числе – нарастание диахронности цивилизационного развития на планете и расшатывание вплоть до их полного разрушения уже в условиях нарастающего цивилизационного разрыва сложившихся социо-межкультурных коммуникаций. Именно на этих явлениях, обращаясь к опыту общественной жизни постсоветской России, сосредоточивает свое внимание автор предлагаемого сообщения.

Новиков Д.В. «Демократия вне концепта»
Современное понимание концепции демократии подвергается все более активному переосмыслению в связи с выявляющимися внутренне несовместимыми требованиями, имплицитно полагаемых в ее понятии. Практические бесконечное количество посылок, в котором укоренен текст основных терминов, из которых складывается демократический дискурс – суверенность, самодостаточность, свобода, воля,жизнь как раз и предстает, в конечном счете, как основная демократическая проблема. В этой перспективе – выход за пределы любого унаследованного концепта и его перепрочтение, выявление внутренне нечитаемого, «следа» оказывается единственно доступным демократическим актом,вновь выявляющим границы совместного в сообществе. Естественно, это выявление постоянно предполагает наше решение проблемы человечности и ее «границ», мыслимых в о всех возможных измерениях. Где глобализация – лишь одно из них.

Орлова О.В. «Особенности восприятия чужой культуры»
Культура – это то, что вносит в личность смысл, значение. Следовательно, культуру можно рассматривать как систему сознания, связанную с определенным этносом как коллективной личностью. В основе каждой культуры лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, ментальных схем. Поэтому в межкультурном общении, где правила общения, так же как и восприятие ситуации отличаются возникает большое количество проблем. Осознание коммуникативных различий в диалоге культур является предпосылкой для установления взаимопонимания.

Панфилова Т.В. «Межкультурное взаимодействие после кризиса»
Кризис показал, что проблемы межкультурного общения, обсуждавшиеся на прошлом Конвенте, приобретают всё большую остроту и новые аспекты.
Выделение различных уровней и субъектов межкультурного взаимодействия оправдало себя. С помощью такого выделения удаётся более чётко осмыслить социальную природу взаимодействия, представляемого как межкультурное общение. Межкультурное взаимодействие, связанное с миграцией, на практике расширяется и дополняется политическими и идеологическими моментами, тогда как гуманистический подход к решению этих проблем остаётся чисто теоретическим.

Писманик М.Г. «Диалог Церкви и общества: пермский опыт»
Назначение и направления диалога и сотрудничества Церкви и общества в постсоветской России (анализ содержательных, организационных, этических и методических аспектов диалога и сотрудничества). Осмысление и обобщение опыта проведенных в Перми (2003-2009 гг.) федеральных и международных мероприятий. Рекомендации.

Пономарев В.А. «Российско-арабский культурный диалог»
Востоковедение России занимает ведущее место в мировой науке. Россия создала стабильную научную школу с высоким аналитическим потенциалом, широкими исследовательскими возможностями.
Скоротечность процессов в странах Востока вызывает необходимость глубокого знания их истории, культуры, религий, традиций, цивилизационных особенностей.

Самарин А.Н. «Конфликтологические проблемы межкультурной коммуникации в условиях глобального кризиса»
На духовно-культурной ситуации в России и в мире существенно отразились те макросоциальные глобализационные процессы, что в течение последних двух десятилетий развертывались в планетарных масштабах. Они выразились в разрушении «второго мира», включавшего в себя мировую социалистическую систему, в распаде СССР, многих других государств, в последовавшей затем экономической и социокультурной деградации региона Восточной Европы, включая и нашу страну, наконец, – в серии локальных войн. Проведение неолиберальных реформ в постсоциалистических обществах под контролем МВФ вызвало столь мощные процессы деиндустриализации, дезинтеллектуализации и демодернизации, что результаты преобразований можно счесть однозначно провальными, с точки зрения социального большинства и национально-государственных интересов этих стран.
Стремление Запада установить мировую гегемонию, а также имперские амбиции США выливаются, во-первых, в целенаправленное ослабление национальных государств и в экспансию насилия, страха и деморализации на всем глобализированном пространстве, что подкрепляется не только военно-полицейской мощью НАТО, но также совокупным содержанием деятельности электронных СМИ, которые большей частью.стали подконтрольными глобалистам. На фоне перечисленных событий и в силу постоянно растущих социальных конфликтов состоялся слом устоявшихся духовно-нравственных ценностей и распространилась массовая аномия. Свою мощную лепту в интенсификацию подобных процессов внес кризис.

Сергеев В.М. «Антропология современного глобального кризиса»
В докладе предполагается тезисное изложение основных идей относительно социо-культурных и антропологических оснований современного глобального кризиса, подробное изложение которых содержится в книге: Пролегомены к антропологии кризиса нашего времени Алексеенкова Е.С., Коктыш К.Е., Кузьмин А.С., Сергеев В.М., Сергеев К.В., при участии Бирюкова Н.И.
Основной идеей доклада является тезис о том, что современный глобальный кризис является прежде всего кризисом антропологическим, связанным с трансформацией природы человека в обществе потребления. Речь пойдет о кризисе психологии потребления и кризисе доверия и путях выхода из него.

Силантьева М.В. «Аксиология кризиса как философская метастратегия»
Уроки глобального кризиса раскрыли в истекшие два года не только современную структуру инвестиционных фондов и экономических регулятивов, но и суть социальных систем политических организмов, заставляя по-новому взглянуть на известный тезис о «кризисном характере современной культуры». Тезис, которому к 2010 г. исполнилось не менее 150 лет, обращает нас не только к критике сложившихся механизмов оборота материального и человеческого капитала, но и к таким версиям их «преодоления», как аксиология нигилиста Ницше, поиски русской философии «нового религиозного сознания» конца 19 – начала 20 вв., деконструкция Ж. Деррида и другие постмодернистские модели.
Что стоит за кризисом ценностей в культуре? Можно ли квалифицировать этот кризис как ее качественный переход в новую фазу культурного цикла, завершающую, по Гегелю, своим упрощенным символизмом цветущую сложность (и оптимизм) предыдущей эпохи и открывающей «архаику» последующей? Будет ли эта новая фаза религиозной и «контркультурной» (по принципу «Бог и война», – в противовес исчерпанному «миру и культуре»); либо она станет чем-то принципиально иным, новым, – и потому в некотором смысле изначально лишенной традиционных – привычных для нас – ценностей, т.е. «обесцененной»?
Ответы на поставленные вопросы даст время. Но уже сейчас ясно, что философская диагностика указанных процессов представляет собой тип духовно-интеллектуального форматирования будущего, ответственность за которое в равной мере разделяют философы, ученые и политические деятели.

Халиль Мона «Социологические проблемы этнической и религиозной толерантности в России»
Проблема толерантности в современном мире вот уже долгое время находится в центре внимания и ученых, и политиков разных стран. Однако очевидно, что вопрос о толерантности невозможно рассматривать вне проблем идентификации, так как оба явления неразрывно связаны друг с другом.
В современном российском обществе наименее толерантное отношение фиксируется к этническим и конфессиональным группам, подтверждением чему является стремительный и неуклонный рост ксенофобии и религиозной нетерпимости среди населения страны.

Швейкина Н.С. «В трёхмерном измерении: мировая политика через призму киноиндустрии»
Международная киноиндустрия производит не просто новые киноленты, но и смыслы. На современном молодёжном сленге это называется «месседж» (англ. – сообщение). Если раньше в производстве смыслов в многобюджетных фильмах акцент делался на частные случаи и истории, либо же иллюстрацию исторических событий, то в последние годы кинематограф во многом стал отражением мировой политики и острых глобальных проблем, включая и философско-мировозренческие. Киноиндустрия как бизнес ориентирован на новые, хотя и нереволюционные идеи – такие фильмы как «Аватар» (Дж.Кэмерон) и «Агора» (А.Аменабар), в которых мировому порядку поставлен жёсткий ультиматум посредством злой карикатуры на человечество. Использование технологий трёхмерного изображение только усиливает эффект соотношения исторических и фантастических фильмов с реальностью. Кем спонсирован такой месседж? И будут ли к нему прислушиваться? Наша задача – проанализировать мировую киноиндустрию как политико-культурное явление и выявить его основные коммуникативные и визуальные стратегии на данном этапе развития.

Шишлова Е.Э. «Политические межкультурные коммуникации через призму Гендера»
Проблема гендера настоятельно требует своего специального исследования в России, что отвечает тенденциям нового, меняющегося мира. Каковы особенности коммуникации мужчин и женщин, в том числе в межкультурной, международной среде? Какие изменения произошли в содержании гендерных ролей в постиндустриальную эпоху? Как выглядит модель политического представительства через призму гендера? Эти и другие вопросы предстоит осветить в докладе.

 
Russian (CIS)English (United Kingdom)
 

Секции VI Конвента