VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

 

РОССИЯ И МИР ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

«РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»

Председатель секции: Тимофеев Иван Николаевич, директор Центра аналитического мониторинга Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, доцент кафедры политической теории, кандидат политических наук, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

Секция направлена на критическое обсуждение существующих подходов к предупреждению международных и внутренних вооруженных конфликтов, их трансформации в условиях мирового кризиса. В основе секции — представление методологических разработок Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО, а также — опыта анализа Центром ряда кризисных ситуаций. Планируется сопоставление опыта Центра с практикой зарубежных и российских исследовательских институтов.

Участники:

  1. Агейчев А.С. – стажер Центра аналитического мониторинга (ЦАМ) ИМИ МГИМО (У) МИД России – «Операция коалиционных сил в Афганистане: проблемы и перспективы»
  2. Глазунов О.Н. – кандидат культурологи, преподаватель РАМ им. Гнесиных – «Роль Ирана и его спецслужб в формировании новой региональной ситуации»
  3. Гусев Л.Ю. – к.и.н., старший научный сотрудник Центра аналитического мониторинга (ЦАМ) ИМИ МГИМО (У) МИД России – «Опыт анализа латентных кризисов на Украине и странах Центральной Азии»
  4. Клищ Я.П. – студентка Южно-Уральского государственный университета – «Разрешение кризисной ситуации в Сомали»
  5. Колобов А.О. – к.полит.н, доцент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет – «Палестино-израильский конфликт и технологические особенности его урегулирования в пост-кризисной стадии»
  6. Островская Е.А. – д.с.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии – «Транснациональный формат геополитического дискурса Россия-Китай-США: тибетская проблема и уйгурский вопрос»
  7. Першуткин А.В. – специалист отдела агитации и пропаганды партии «Единая Россия» – «Политические риски для нефтяных компаний в странах Африки»
  8. Пискунова Н.И. – к.полит.н., заведующая сектором организации научных студенческих мероприятий ИМИ МГИМО (У) МИД России – «Морское пиратство в районе Аденского залива: мифы реальности»
  9. Рыжов И.В. – д.и.н., доцент, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – «Возможно ли урегулировать ближневосточный конфликт?»
  10. Самаков А.К. – специалист, Госслужба, Киргизия – «Расширение влияния США в странах Центральной Азии после событий 11 сентября 2001 года»
  11. Седляр Ю.А. – к.полит.н., доцент кафедры международных отношений и внешней политики, Николаевский государственный университет (Украина) – «Санкции ООН как механизм международного урегулирования»
  12. Тимофеев И.Н. – к.полит.н., директор Центра аналитического мониторинга ИМИ, доцент Кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России – «Методология оценки политических рисков и раннего предупреждения конфликтных ситуаций: опыт ЦАМ ИМИ МГИМО»
  13. Тимощенко Е.В. – стажер МГИМО (У) МИД России – «ПРО США как конфликтогенный фактор в российско-американских отношениях»
  14. Фомин И.В. – студент магистратуры, бакалавр по направлению «Международные отношения» МГИМО (У) МИД России – «Сценарии развития ситуации вокруг конфликтов в Южной Осетии и Абхазии»
  15. Чепурина Мария – post-graduate Sciences Po Paris – «Фактор международной помощи в урегулировании конфликтов в странах Африки южнее Сахары»

Доклады:

Агейчев А.С. «Операция коалиционных сил в Афганистане: проблемы и перспективы»
В докладе будут рассмотрены основные проблемы военной кампании НАТО в Афганистане, а также будет проведен анализ явных и латентных причин присутствия международных вооруженных сил на территории страны. В докладе планируется разобраться в причинах нежелания коалиции бороться с наркотрафиком из Афганистана, а также выявить выгоды афганской войны для тех или иных стран. Будут предложены вероятные сценарии развития конфликта.

Глазунов О.Н. «Роль Ирана и его спецслужб в формировании новой региональной ситуации»
Исламская республика Иран обладает колоссальным демографическим, финансово-экономическим и стремительно растущим военно-техническим потенциалом и уже, пытается играть роль регионального лидера в странах Ближнего Востока и постсоветских государствах Средней Азии. Но, в тоже время, сегодня Иран крайне озабочен ситуацией в регионе Персидского залива и угрозами со стороны США и Израиля. В этой сложной обстановке иранское руководство предпринимает ряд шагов по снижению вероятной угрозы со стороны вышеназванных стран.
По мнению лидеров Ирана, достойный отпор врагам государства может дать только то государство, которое имеет хорошо подготовленную и оснащенную новейшим вооружением и техникой армию, сильные и профессиональные спецслужбы, опирающиеся на справедливую и понятную идеологию и религию.
Огромное значение в своих дальнейших планах Иран отводит своим спецслужбам. Иранская разведка приобрела рычаги воздействия на арабо-израильский конфликт, большое влияние на исламское движение Алжира, расширила свое присутствие в Ливане и Пакистане, а также закрепилась в Германии, Таджикистане, Армении и странах Латинской Америки. Спецслужбы Ирана проводят тайные операции против США в Ираке. Укрепляются региональные связи, в частности, с ФСБ России, сирийскими спецслужбами, Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) Джалаля Талабани и т.д. Наиболее прочные позиции за рубежом иранские спецслужбы имеют в Ливане и Судане.

Гусев Л.Ю. «Опыт анализа латентных кризисов на Украине и странах Центральной Азии»
В докладе рассматривается ситуация на Украине, особенно в Крыму. Это связано с проблемами и противоречиями между крымскими татарами и славянским населением полуострова. Рассматривается ситуация в западных областях Украины.
Что касается ситуации в странах Центральной Азии, то в докладе обращается внимание на развитие ситуации в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Особый упор делается на Киргизию, в связи с последними событиями, приведшими к свержению существующей там власти.

Клищ Я.П. «Разрешение кризисной ситуации в Сомали»
Более 20 лет на территории государства Сомали идет гражданская война. Официально зарегистрирован один миллион беженцев в другие государства. Страна названа одной из самых опасных для путешествий, так как велика опасность быть похищенным, взятым в плен с целью выкупа, убитым, причем как пиратами в территориальных водах пиратами, так и собственно разбойниками на суше. На территории Сомали действует около 40 международных организаций, однако их действия не скоординированы, поэтому такая деятельность не дает должных результатов. Существует переходное правительство, однако оно не вызывает доверия ни со стороны основной массы населения (в основном кочевники), ни со стороны чрезвычайно малочисленной богатой элиты (предположительно финансирующей пиратскую деятельность).  Чем опасна ситуация в Сомали? 1. Отсутствие реальной государственности – отличная среда для террористов, расположения их баз 2. Собственно пиратство – наносит экономический ущерб мировому сообществу, ставит под угрозу глобальную безопасность, таит угрозу экологической катастрофы (например, взятие в плен экипажа нефтяного танкера – неумелое управление – разлитие млн. тонн нефти). 3. Беженцы из Сомали и собственно гражданская война дестабилизируют ситуацию в Африке. 4. Финансовые ресурсы, направляемые в Сомали, не способствуют улучшению ситуации – расходуются впустую (зачастую подвергаются разграблению).
Что можно сделать?
 ООН должна играть главную роль в урегулировании ситуации. Должен быть разработан всеобъемлющий план по восстановлению всех сфер общества (не только проведение выборов, но и восстановление школ, больниц, обеспечение порядка на улицах)на основе результатов переговоров между враждующими сторонами. Должно быть установлено перемирие, проведен процесс миростроительства. ООН также должна координировать деятельность всех международных организаций, они все должны действовать в соответствии с предложенным планом.
Пора забыть позорный опыт гуманитарной интервенции в 1993 г., пора разработать и привести в исполнение план подобный плану по урегулированию ситуации в Сальвадоре в 1990 г.

Колобов А.О. «Палестино-израильский конфликт и технологические особенности его урегулирования в пост кризисной стадии»
Палестино-израильский конфликт на современном этапе характеризуется многочисленными сложными процессами, непосредственно угрожающими стабильности всего региона Ближнего Востока и мира в целом. В докладе рассматриваются технологические особенности осуществления тех попыток его мирного урегулирования, которые предпринимаются в последние несколько лет и направляются как непосредственно вовлеченными в конфликт сторонами, так и международными посредниками. Освещаются также возможные перспективы развития событий во взаимоотношениях палестинцев и израильтян с учетом всех последних тенденций развития событий.

Островская Е.А. «Транснациональный формат геополитического дискурса Россия-Китай-США: тибетская проблема и уйгурский вопрос»
В глобальном пространстве геополитического противостояния конкретных государств провокация этно – религиозного конфликта стала одной из вполне легитимных форм принуждения к политическому диалогу. Ярчайшим примером этого выступают прецеденты использования потенциала конфликтности транснациональных коммуникативных этнорелигиозных сетей (ТКС) в качестве инструмента политического и экономического регулирования в обход международного права. В пространстве глобального публичного дискурса о геополитическом противостоянии держав политически конфликтный потенциал ТКС представлен рубрикой проблем и вопросов детерриторизированных этноменьшинств, борющихся за свои права и свободы в перспективе демократического консенсуса. Тибетская проблема и уйгурский вопрос являются устойчивыми, проверенными временем тематиками этого дискурса, в неожиданные развороты которого регулярно вовлечены Россия, Китай, США. Настоящий доклад посвящен анализу потенциала политической конфликтности ТКС тибетского буддизма и уйгурского национализма сквозь призму геополитического дискурса России, Китая и США. В фокусе рассмотрения выявление и профилактика возможных последствий для РФ в ситуациях разворачивания тибетского и уйгурского проектов по сценарию этнорелигиозный конфликт.

Першуткин А.В. «Политические риски для нефтяных компаний в странах Африки»
В условиях мирового финансового кризиса цена на нефть становится одним из критических факторов экономического восстановления и развития, как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров. Ситуация с добычей и первичной обработкой нефти в странах Африки остается нестабильной, одновременно приобретая большее значение в общемировом масштабе как регион, имеющий значительные разработанные, и неразработанные запасы нефти. В связи с нестабильной политической ситуацией во многих государствах региона нефтяные компании вынуждены вкладывать значительные средства в обеспечение безопасности сотрудников и имущества, что, тем не менее, не всегда гарантирует положительный результат. Таким образом, фактор политического риска является определяющим для разработки и эксплуатации месторождений нефти в данном регионе. В докладе будут рассмотрены основные существующие проблемы нефтяных компаний в данном регионе, связанные с нестабильностью политического режима, рассмотрено понятие политического риска применительно к данной сфере, будет приведен количественный и качественный анализ сложившейся ситуации, а также будут рассмотрены перспективы нефтедобычи и пути решения существующих и возникающих политических рисков в странах Африки.

Пискунова Н.И. «Морское пиратство в районе Аденского залива: мифы реальности»
Пиратство в районе Аденского залива может стать новой угрозой международной безопасности, исходящей от нестабильности в зоне Африканского Рога. Нападения пиратов и захваты заложников из числа членов экипажей кораблей и частных туристов в районе Аденского залива и вблизи Сейшельских островов за последние годы приобрели массовый, неизбирательный характер. Среди научных работ, посвященных проблематике пиратства, на современном этапе практически нет полномасштабного анализа динамических процессов, которые являются основой для этой новой проблемы международной безопасности.
Данный доклад основан на работе с источниками на сомалийском, амхарском, арабском языках, международными информационными агентствами и базами данных аналитического мониторинга, проведенного в Центре Аналитического Мониторинга ИМИ МГИМО. Целью доклада является рассмотрение форм и сути проблематики пиратства и развенчание ряда «мифов», распространенных в среде СМИ и научных публикациях по этой теме.

Рыжов И.В. «Возможно ли урегулировать ближневосточный конфликт?»
На сегодняшний день арабо-израильский конфликт является наиболее сложной задачей для решения не только его непосредственных участников, но и всего мирового сообщества. Существование постоянного очага напряженности в стратегически важном регионе уже более 60-ти лет волнует мировое сообщество, которое прикладывают усилия для его мирного разрешения. Безусловным лидером в процессе мирного урегулирования стали Соединенные Штаты. Европейские страны после израильского вторжения в Ливан в 1982 году и, особенно, в результате Войны в Заливе принимали весьма пассивное участие в урегулировании конфликта. В результате США на начало 1990-х годов остались единственной державой, принимающей активное участие в этом процессе. Европейский Союз, возглавляемый Францией и Германией, со второй половины 1990-х годов осторожно занимает все более независимую позицию в ближневосточном мирном процессе. С 1994 года в Европейском Союзе высказывались недовольства по поводу пассивной роли наблюдателя и спонсора на Ближнем Востоке, звучали заявлениРыжов И.В. «Возможно ли урегулировать ближневосточный конфликт?»
На сегодняшний день арабо-израильский конфликт является наиболее сложной задачей для решения не только его непосредственных участников, но и всего мирового сообщества. Существование постоянного очага напряженности в стратегически важном регионе уже более 60-ти лет волнует мировое сообщество, которое прикладывают усилия для его мирного разрешения. Безусловным лидером в процессе мирного урегулирования стали Соединенные Штаты. Европейские страны после израильского вторжения в Ливан в 1982 году и, особенно, в результате Войны в Заливе принимали весьма пассивное участие в урегулировании конфликта. В результате США на начало 1990-х годов остались единственной державой, принимающей активное участие в этом процессе. Европейский Союз, возглавляемый Францией и Германией, со второй половины 1990-х годов осторожно занимает все более независимую позицию в ближневосточном мирном процессе. С 1994 года в Европейском Союзе высказывались недовольства по поводу пассивной роли наблюдателя и спонсора на Ближнем Востоке, звучали заявления о необходимости изменения отношения к процессу мирного урегулирования, желания как-то повлиять на ход мирного процесса.

Самаков А.К. «Расширение влияния США в странах Центральной Азии после событий 11 сентября 2001 года»
После терактов 11.09.2001 США существенным образом пересмотрели концепцию своей внешней политики. Значительно больше внимания стало уделяться сотрудничеству со странами Центральной Азии в области противодействия терроризму и экстремизму. Это не могло не привести к смещению внешнеполитических акцентов и стран ЦА.

Седляр Ю.А. «Санкции ООН как механизм международного урегулирования»
С завершением «холодной войны» на мировой арене расширилась практика применения многосторонней дипломатии как фактора международного урегулирования и прежде всего по линии ООН. В контексте тенденций развития мировых процессов стратегия использования санкций приобрела роль особого инструмента разрешения конфликтных и кризисных ситуаций.
В работе рассматривается механизм ООН по применению многосторонних санкций, анализируются условия и возможности режима санкций ООН как способа урегулирования международных конфликтов.
Подчеркивается, что на современном этапе эффективность санкций ООН возрастает. Однако, в то же время главными ограничителями применения режима санкций являются этические и гуманитарные факторы. К тому же эффективность санкций зависит и от позиций ведущих государств (Великобритании, КНР, России, США, Франции), которые могут играть на понижение взаимного влияния.

Тимофеев И.Н. «Методология оценки политических рисков и раннего предупреждения конфликтных ситуаций: опыт ЦАМ ИМИ МГИМО»
В фокусе доклада – основные методологические подходы и результаты работы Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО (У) МИД России. Будет рассмотрена специфика применения нелинейных моделей к прогнозированию кризисных ситуаций. Планируется также презентация качественных методик событийного анализа ряда конфликтных ситуаций.

Тимощенко Е.В. «ПРО США как конфликтогенный фактор в российско-американских отношениях»
Вопрос о размещении элементов системы противоракетной обороны США, а также возможности создания глобальной ПРО является одним из ключевых в российско-американских отношениях. Анализ таких событий, как планы США по размещению ПРО в Польше и Румынии и переговоры о включении в этот круг ряда других стран, выход в свет новой военной доктрины РФ, подписание Россией и США нового договора о стратегических наступательных вооружениях и других, позволит лучше ответить на вопрос о том, наметился ли в двусторонних отношениях сдвиг в сторону сотрудничества или же конфликта, оценить уровень потенциальной конфликтогенности сложившейся ситуации, варианты развития сюжета и перспективы и возможности сотрудничества сторон.

Фомин И.В. «Сценарии развития ситуации вокруг конфликтов в Южной Осетии и Абхазии»
В докладе представлены результаты мониторинга ситуации вокруг конфликтов в Южной Осетии и Абхазии и вероятные сценарии дальнейшего развития событий. Ситуация анализируется с точки зрения нынешних позиций вовлеченных в конфликт акторов, возможностей их дальнейшего взаимодействия и перспектив трансформации их позиций.
В нынешнем ее виде ситуация представляется заблокированной несовместимостью российского и грузинского подходов к вопросу о будущем проблемных территорий. Перспективы урегулирования конфликтов следует связывать либо с изменением позиций четырех ключевых акторов (РФ, РЮО, РА, Грузия), либо с активной деятельностью международных организаций и сторонних государств. Однако — в любом случае — скорого разрешения конфликтов ожидать не стоит. 

Чепурина Мария «Фактор международной помощи в урегулировании конфликтов в странах Африки южнее Сахары»
Окончание холодной войны позволило переключить внимание международного сообщества с вопросов предупреждения «самоуничтожения» (extermination) на вопросы «развития» (development). Это предопределила и ситуация в ряде регионов, в особенности в странах Африки южнее Сахары. Политическая нестабильность, этнические столкновения, кровавая борьба между властями и повстанцами, экономическая отсталость- все это значительно увеличивает конфликтный потенциал региона.
Фактор международной помощи, напротив, принято рассматривать как благоприятствующий стабилизации ситуации. Так ли это?
Последние исследования по Сьерре Леоне и Либерии показали, что позитивное влияние международной помощи на ситуацию – отнюдь не очевидно.
Действия повстанцев определяются прошлым опытом в данном региональном контексте. Для них гуманитарная помощь –стимул продолжения борьбы, источник самообогащения, а в случае победы – возможность восстановления экономики страны.
Конфликты в указанных странах показали, что количество жертв и уровень насилия зачастую пропорциональны помощи. Жертвы среди гражданского населения становятся инструментом наживы и манипуляции международным общественным мнением. Кровь привлекает доноров.
Данный результат, полученный американскими учеными, заслуживает безусловного внимания. Цель доклада состоит в эмпирической проверке адекватности этой гипотезы в 48 странах Африки южнее Сахары посредством факторного анализа.

 
Russian (CIS)English (United Kingdom)
 

Секции VI Конвента