VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

 

РОССИЯ И МИР ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

«ЗАКАВКАЗСКАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА И МИРОВОЙ КРИЗИС:СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ»

Председатель секции: д.и.н., директор Центра кавказских исследований Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры МО и ВП России Владимир Владимирович Дегоев.
Заместитель председателя секции: д.п.н., профессор, декан факультета международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета Виктор Николаевич Панин.

На секции будут рассмотрены следующие вопросы:
   1. Закавказские государства и конфликтогенный потенциал мирового кризиса.
   2. Приоритеты российской политики в Закавказье: константы и тенденции.
   3. Кавказские векторы в международной стратегии Ирана и Турции: интенсивность, результативность, перспективы.
   4. Закавказские правящие элиты и Запад: что им нужно друг от друга?

Участники:   

  1. Pashayeva Gulshan – PhD Center for Strategic Studies, Head of Foreign Policy Analysis Department – «ДЕБ и неурегулированные конфликты на Южном Кавказе (в контексте армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного-Карабаха)»
  2. Акопян В.К. − «Поствоенные процессы в Закавказье: армяно-турецкий процесс, как элемент активизации НАТО»
  3. Алиев Натиг Орудж оглы – аспирант кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России – «Внешняя политика Азербайджана»
  4. Арешев А.Г. — заместитель директора Фонда стратегической культуры — «Два года после Пятидневной войны: Южный Кавказ в поле соперничества великих держав»
  5. Асланов Э.К. – к.п.н., Администрация Президента Азербайджана, Заведующий отделом политического анализа – «Азербайджано-армянский конфликт как фактор дестабилизации на Южном Кавказе»
  6. Волхонский М.А. — к.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО-Университета — «Современная политика Ирана на Южном Кавказе»
  7. Герман Р.Е. — кандидат исторических наук, доцент Ставропольского филиала РГСУ — «Освещение истории заключения Георгиевского трактата как идеологическая проекция современных российско-грузинских отношений»
  8. Заргарян Р.А. — кандидат исторических наук — «Факторы мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и стабильности в регионе»
  9. Коротышев А.П. – к.и.н., Национальный исследовательский университет ННГУ им. Н.И. Лобачевского, старший преподаватель – «Перспективы включения Абхазии и Южной Осетии в систему безопасности Кавказского региона»
  10. Котанджян Г.С. — доктор политических наук, начальник Института Национальных Стратегических Исследований (ИНСИ) Министерства обороны Армении — «Карабахский конфликт в контексте перспективы продвижение демократии и мира на Южном Кавказе»
  11. Куртов А.А. — главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии РИСИ» — «Некоторые особенности российско-иранских отношений и их влияние на ситуацию на Южном Кавказе»
  12. Локтев С.П. – д.филолог.н., профессор ГОУ ВПО ПГЛУ – «Пограничность в Северо-кавказской культурно-исторической зоне»
  13. Мамедов Ф.М. – к.ф.н. политолог, консультант проектов ЦСИ Азербайджана – «Перспективы стратегических отношений стран Южного Кавказа с основными центрами силы»
  14. Мартиросян Д.Г. — к.и.н., старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО-Университета — «Энергетическая дипломатия России и страны Южного Кавказа»
  15. Мелик-Шахназаров А.А. — «Информационные миражи и фактические реалии урегулирования азербайджано-карабахского конфликта»
  16. Муханов В.М. — к.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО-Университет — «К вопросу о советизации Закавказья в 1920-1921 гг.»
  17. Политкина К.И. – к.ф.н., доцент ГОУ ВПО ПГЛУ – «Инновационные методы формирования религиоведческих и экологических убеждений в процессе обучения студенческой молодежи в университетах Северного Кавказа»
  18. Силаев Н.Ю. — к.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО-Университета — «Поправки в Конституцию Грузии и перспективы политической трансформации в стране»
  19. Ягья В.С. – д.и.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений, заведующий кафедрой мировой политики – «Российско-турецкие отношения и Кавказ в XXI веке»

Доклады:

Pashayeva Gulshan «ДЕБ и неурегулированные конфликты на Южном Кавказе (в контексте армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного-Карабаха)»
Инициатива Президента Д. Медведева, о заключении нового Договора о европейской безопасности вновь возродила интерес к актуальным проблемам безопасности на евро-атлантическом пространстве. Однако западные страны, не возражая против основных положений проекта договора, нередко рассматривают этот документ как попытку получения Россией своеобразного права вето на внешнеполитические решения НАТО.
Вместе с этим ряд экспертов полагает, что новый Договор может помочь в решении проблемы легитимации геополитических реалий, сложившихся в результате провозглашения и последующего признания независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии.
Реализации такого гипотетического сценария, предусматривающего признание Косова со стороны России в «обмен» на аналогичный шаг Запада в отношении Южной Осетии и Абхазии мешает отсутствие у ведущих держав единства в подходах по отношению, как к непризнанным государствам, так и к разрешению коллизий между территориальной целостностью и правом наций на самоопределение.
В этом контексте Карабахский конфликт продолжает оставаться не только главной угрозой национальной безопасности Азербайджана и Армении, но и одной из основных угроз европейской безопасности. Именно наличие подобных неурегулированных конфликтов и является одним из главных препятствий для заключения нового Договора о европейской безопасности. 

 Акопян В.К. «Поствоенные процессы в Закавказье: армяно-турецкий процесс, как элемент активизации НАТО»
Сложно не согласиться с известной формулировкой о том, что развал СССР стал «величайшей геополитической катастрофой» - взрывом, повлекшим ударную волну и центробежный процесс. Результатом стало возникновение взрывоопасного вакуума по всему периметру российских границ – физическое "оголение" России. Заполнением этого пространства активно занялись конкурирующие силы - США, Китай, Европейский Союз, Турция, Иран и пр.

Алиев Натиг Орудж оглы «Внешняя политика Азербайджана»
В докладе будут освещены разные актуальные аспекты: энергетическая политика, региональная политика, отношения с Россией и Западом.  

Арешев А.Г. «Два года после Пятидневной войны: Южный Кавказ в поле соперничества великих держав».
Несмотря на объявленную перезагрузку, Южный Кавказ продолжает оставаться ареной скрытого противоборства между Брюсселем, Вашингтоном и Москвой. Развитие ситуации вокруг Ирана свидетельствует о возможности развития событий по неблагоприятному варианту. Региональные конфликты по-прежнему далеки от своего разрешения, новая ситуация привносит дополнительные вызовы для российской внешней
политики. В этих условиях необходимо очертить хотя бы общие контуры системы региональной безопасности, причем не только с помощью деклараций, а предпринимая в этом направлении конкретные шаги.

Асланов Э.К. «Азербайджано-армянский конфликт как фактор дестабилизации на Южном Кавказе»
Основная идея доклада анализ негативного воздействия Нагорно-Карабахского, армяно-азербайджанского конфликта на социально-экономическое и политическое развитие, интеграционную составляющую Южно-кавказского региона. 

Волхонский М.А. «Современная политика Ирана на Южном Кавказе»
Со времени распада СССР и образования трех независимых государств в Закавказье руководство Ирана настойчиво стремится проводить активную политику в этом регионе.  Однако стремление иранского руководства оказывать значимое влияние на политическую ситуацию в регионе наталкивается на значительные ограничения в виде активного присутствия в регионе США, конкуренции таких крупных региональных игроков как Турция и Россия, а также внутренних острых конфликтов между тремя закавказскими республиками. Несмотря на эти неблагоприятные условия, Иран проводит осторожную, прагматичную политику в Закавказье, добившись несомненных успехов, в деле укрепления своих позиция в закавказском регионе.  

Герман Р.Е. «Освещение истории заключения Георгиевского трактата как идеологическая проекция современных российско-грузинских отношений»
В статье на примере сравнительного анализа оценки факта заключения Георгиевского трактата в современной российской и грузинской историографии рассмотрены процессы отражения политических реалий на постсоветском пространстве при конструировании национального исторического нарратива. Формирование суверенных государств на постсоветском пространстве придало процессу конструирования национального нарратива ярко акцентированную политическую значимость, превратив его в орудие политико-идеологической борьбы. В первую очередь новые этноцентричные исторические концепции находят отражение в школьных учебниках. Факт заключения Георгиевского трактата в современной грузинской и российской историографии принято оценивать, применяя прямо противоположные дефиниции.

Заргарян Р.А. «Факторы мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и стабильности в регионе».
В повестке дня стоит вопрос анализа и преодоления препятствий в переговорном процессе в МГ ОБСЕ с последующей конструктивной трансформацией базовых принципов урегулирования. Большую роль играют информационные факторы урегулирования, политика отрицания норм и принципов международного права, соотношение между правом народов на самоопределение и территориальной целостностью. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы  признают право Нагорного Карабаха  на самоопределение. Прочная стабилизация ситуации на Южном Кавказе возможна лишь при окончательном признании концепции мирного сосуществования НКР и Азербайджана. А пока именно НКР несет бремя поддержания порядка и стабильности в регионе.

Коротышев А.П. «Перспективы включения Абхазии и Южной Осетии в систему безопасности Кавказского региона»
После признания РФ Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств в кратчайшие сроки была создана нормативно-правовая база, призванная в первую очередь обосновать присутствие на территории республик российских войск. При этом в качестве дополнительных, второстепенных ставились также и задачи борьбы с трансграничной преступностью. Однако созданная в соответствии с достигнутыми договоренностями институциональная база, включающая пограничные управления, воинские подразделения, спецслужбы трех государств и антитеррористические центры позволяет надеяться на высокую эффективность правоохранительной деятельности в Абхазии и Южной Осетии. 
Следует также отметить, что все договоренности, заключенные между РФ, Абхазией и Осетией неизбежно потребуют значительных финансовых затрат, обеспечить которые сможет лишь руководство РФ.

Котанджян Г.С. «Карабахский конфликт в контексте перспективы продвижение демократии и мира на Южном Кавказе»
Для безопасности Армении, Азербайджана и региона Южного Кавказа в целом одной из ключевых является проблема разрешения Карабахского конфликта мирными демократическими средствами. За последние два года антиармянская политическая платформа Азербайджана претерпела определенные парадигмальные изменения, среди которых особого внимания заслуживают осуществляемые наряду с усилением милитаристической риторики военные провокации против НКР. В докладе представлены основные тенденции развития Карабахского процесса  в контексте динамики безопасностных процессов на Южном Кавказе в свете перспектив формирования архитектуры безопасности в регионе.

Куртов А.А. «Некоторые особенности российско-иранских отношений и их влияние на ситуацию на Южном Кавказе»
Россия и Иран – две крупные региональные державы, каждая из которых стремится закрепить свою национальные интересы в ближнем от нее зарубежье. Для каждой из этих стран Южный Кавказ имеет особое значение в силу как исторических, так и географических, а особенно геополитических причин. Поэтому отношения между Москвой и Тегераном оказывают определенное влияние на государства Южного Кавказа. От того, будут ли эти отношения наполняться соперничеством и конфронтацией, или наоборот, - действительно станут партнерскими, во многом будет зависеть и будущее кавказского региона.

Локтев С.П. «Пограничность в Северо-кавказской культурно-исторической зоне»
Понятие пограничности в культурологии своими истоками восходит к европейской этнологической науке XIX в. Однако пограничность в истории культуры северокавказских этносов имеет свои особенности. Этот концепт может быть применим к исследованию вышеназванного типа культуры с учетом не только географических реалий, которые занимают важное место в смысловом поле пограничья, но и факторов, относящихся к иным уровням культуры, включая материальную жизнь, религию, политику, этнографию и т.д.

Мамедов Ф.М. «Перспективы стратегических отношений стран Южного Кавказа с основными центрами силы»
На сегодняшний день три Южно-Кавказские республики прошли этап становления государственности и выбрали основные векторы внешнеполитического направления. У каждой из республик сложились стратегические отношения с сильными государствами мира: Россия, США, Евросоюз и отдельные государства ЕС, Иран, Турция и т.д. Данные отношения складывались в контексте существования конфликтов, геополитических и геоэкономических интересов сильных держав, а также в силу перманентного противостояния.
Процессы в регионе набрали высокую скорость после событий августа 2008 года и стратегические отношения республик обретают новые контуры по причине складывания внутриполитической атмосферы в республиках, а также формирования новых по сути и ломающих статус-кво процессов.
Глобальный кризис продемонстрировал, что в регионе нет четких стратегических парадигм, что делает актуальным вопрос сценарного развития региона на ближайшие 5-10 лет.

Мартиросян Д.Г. «Энергетическая дипломатия России и страны Южного Кавказа»
Исходя из анализа текущей ситуации, можно с уверенностью утверждать, что стратегическое значение Южного Кавказа, имеет гораздо большее значение, чем считалось ранее. Сырьевой характер экспорта Российской Федерации, с упором на энергетику, неизбежно подразумевает контроль транзита как собственных, так и конкурентных ресурсов. На примере проекта «Набукко» хорошо видно, что попытки нерегиональных сил обеспечить надёжность поставок путем борьбы за влияние на постсоветском пространстве – дорогостоящая затея, которая неизбежно ставит Европу в невыгодное положение, с учётом глубоких политических, экономических, исторических и культурных связей России с населением и руководителями стран Южного Кавказа. Кроме того, после событий августа 2008 года контроль, над энергетическими сетями, судя по всему, будет составлять одну из основ внешней политики Российской Федерации и, как результат, является высшим приоритетом для Москвы.

Мелик-Шахназаров А.А. «Информационные миражи и фактические реалии урегулирования азербайджано-карабахского конфликта»
Средства массовой информации и пропаганды, прежде всего азербайджанские, создают иллюзорную картину мощного, «широко шагающего Азербайджана» и «маленькой хиреющей Армении», пытаясь шантажировать международное сообщество скорым военным реваншем Баку. Однако реальная ситуация в регионе совсем иная, и следование иллюзиям чревато возобновлением войны,  которая будет дорого стоить  отнюдь не только странам региона, но и интересам мирового сообщества в целом.

Муханов В.М. «К вопросу о советизации Закавказья в 1920-1921 гг.»
В центре внимания – события 1920 – 1921 гг. в Закавказье, когда там активно шел процесс советизации закавказских республик. Рассматриваются причины, ход операций Красной армии и сотрудников Кавбюро ЦК РКП(б), которые стимулировали этот процесс. Сделана попытка ответить на вопросы, как шло обсуждение и принятие подобных решений высшим государственным и партийным руководством Советской России, как протекала подготовка и планирование подобных операций.
Переживающие период расширения политические, военные, религиозные и общественные проекты несут новые возможности и угрозы. Закавказье – арена наиболее ожесточенной борьбы за сферы влияния.

Политкина К.И. «Инновационные методы формирования религиоведческих и экологических убеждений в процессе обучения студенческой молодежи в университетах Северного Кавказа»
Северный Кавказ выступает как важнейший многоконфессиональный и полиэтничный, геологический перекресток, имеющий сущностное значение для развития российской и мировой цивилизации. В культуре Северного Кавказа тесно переплетены этнические, национальные традиции и религиозные обряды народов, составляющие богатство современной кавказского общества. В культуре Северного Кавказа XXI века особое место занимает исследование процесса формирования культурологических, экологических и религиоведческих знаний и убеждений студенческой молодежи.

Силаев Н.Ю. «Поправки в Конституцию Грузии и перспективы политической трансформации в стране»
По итогам шести лет президентства Михаила Саакашвили в Грузии сформировался политический режим, очевидно отличающийся от большинства режимов на постсоветском пространстве. Ряд внешне- и внутриполитических кризисов последних лет продемонстрировали устойчивость этого режима. Ожидающееся принятие поправок в конституцию Грузии объективно усилит и без того значительные элементы личной власти в политической системе страны. В докладе рассматривается развитие режима Саакашвили как особая форма постсоветской политической трансформации, которая привела к формированию «рациональной диктатуры», и оцениваются внутренние источники стабильности и нестабильности этого режима.

Ягья В.С. «Российско-турецкие отношения и Кавказ в XXI веке»
Российско-турецкие отношения в XXI в. на подъеме. Турция проводит политику "ноль проблем с соседями". Интересы Турции и России на Кавказе совпадают. Россия поддерживает стремление Турции быть региональной державой, а ее связи с Турцией укрепляют позиции России как великой державы. Поэтому Россия поддержала декларацию Турции о политике на Кавказе. Россия поддержала идею нормализации отношений Турции с Арменией. Но на этом пути немало препятствий, которые могут быть комплексно решены только с участием других кавказских государств. Недавно появился новый элемент во внешней политической ситуации на Кавказе, связанный с политикой "Восточное партнерство" Европейского Союза. Внешний фактор оказывает сильное влияние на взаимоотношения в геополитическом треугольнике Россия-Турция-Кавказ. Рассматриваются несколько сценариев развития будущей ситуации в рамках этого треугольника.

 
Russian (CIS)English (United Kingdom)
 

Секции VI Конвента