VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ)

 

РОССИЯ И МИР ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

«ТРЕНДЫ МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»

Председатель секции: Лебедева Марина Михайловна, заведующая кафедрой мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России, профессор, доктор политических наук. Действительный член Международной академии наук (ФРГ), председатель научно-методического совета по политологии Минобразования РФ, член зарубежного редакционного совета журнала «International Negotiation: A Journal of Theory and Practice», издаваемого в США.

Секция ставит своей целью оценить тенденции политического развития современного мира, а также определить то, как Россия, с одной стороны, формирует их, с другой стороны – вписывается в эти тенденции. Тенденции политического развития мира понимаются широко как действующие в трех сферах: военно-политической, экономической и социально-гуманитарной.

Участники:

  1. Sadri Houman – Ph.D International Relations, Professor, University of Central Florida – «International Education: Lessons from University of Central Florida- Udmurt State University Partnership Program»
  2. Алимов А.А. – к.и.н.. доцент Санкт-Петербургского государственного университета – «Эколого-климатический фактор политики устойчивого развития»
  3. Барабанов О.Н. – д.п.н., профессор, заведующий кафедрой политики и функционирования Европейского Союза и Совета Европы МГИМО (У) МИД России
  4. Боришполец К.П. – к.п.н., профессор, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России – «Новые международные процессы на постсоветском пространстве»
  5. Веселовский С.
  6. Громыко А.Ю. – студентка МГИМО (У) МИД России
  7. Долинский А.В. – аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России – «Роль публичной дипломатии в системе международной коммуникации»
  8. Зиновьева Елена – преподаватель кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России – «Научно-технологическое измерение мировой политики»
  9. Зобнин А.В. – заместитель главы администрации (по социальной политике) Фурмановского муниципального района Ивановской области – «От информационно-аналитической работы к дизайну внешнеполитического решения в органах государственной власти РФ»
  10. Карлин Л.Н. – ректор Российского государственного университета гидрометеорологического университета (СПб) – «Эколого-климатический фактор политики устойчивого развития»
  11. Катаев Д. – аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России
  12. Квашнин Денис – соискатель Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского – «Современная биополитика и проблема эффективности деятельности государственных органов Российской Федерации»
  13. Киселева Юлия – магистр – «Мягкая сила России: направления, возможности и недостатки»
  14. Колдунова Е.В. – к.п.н., старший преподаватель МГИМО (У) МИД России – «Глобальное и региональное международное сотрудничество после кризиса: роль Восточной Азии и России»
  15. Полывянный Д.И. – д.и.н., профессор, проректор по научной работе Ивановского государственного университета – «Россия в мирополитических трендах: актор, объект, наблюдатель?»
  16. Сегуру-Зайцев В.И. – вице-президент Российского союза эсперантистов – «Смогут ли Медведев – Ван Ромпей – Обама стать новыми триумвирами XXI века?»
  17. Стецко Е.В. – к.ф.н., доцент кафедры мировой политики СПбГУ, Факультет Международных отношений – «Формирование новых институтов и «центров силы» как ответ на глобальные вызовы»
  18. Троякова Т.Г. – к.и.н., доцент, заведующая кафедрой ВИМО ДВГУ – «Российский Дальний Восток на пути к интеграции»
  19. Фельдман Д.М. – профессор МГИМО (У) МИД России – «Российский тренд в мировом политическом развитии»
  20. Харкевич М.В. – специалист по учебно-методической работе первой категории МГИМО (У) МИД России – «Система мировой политической экономии как сложная адаптивная система»
  21. Харлампьева Н.К. – к.и.н., с.н.с., старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета – «Роль и место России в формировании арктической политики»
  22. Хохлова Е.С. – студентка МГИМО (У) МИД России – «Политическая  роль бизнеса в  преодолении современного экономического кризиса»
  23. Худайкулова А.
  24. Чесноков А.С. – к.п.н., доцент кафедры теории и истории политической науки Уральского государственного университета им. А.М. Горького – «Иммиграция и политический процесс: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния»
  25. Чусова Н.С. – ведущий специалист Центра стратегических исследований Современной гуманитарной Академии – «Пределы и возможности механизмов общественной дипломатии в конструировании имиджа России зарубежом»
  26. Ширяев Б.А. – д.и.н., профессор, заведующий кафедрой американских исследований факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета – «Новая конфигурация мирового порядка и позиция России»

Доклады:

Sadri Houman – Ph.D International Relations, Professor, University of Central Florida – «International Education: Lessons from University of Central Florida- Udmurt State University Partnership Program»
This paper focuses on University of Central Florida (UCF) – Udmurt State University (USU) Partnership Program, which established a certificate degree in International Political Economy, funded by a U.S. State Department University Partnership Program. This research analyzes the advantages and challenges associated with establishing such an international education program. At UCF, we learned a great deal about factors that would contribute to success of such a program at a distanced partner university. One of the successes of this program was that beyond the teaching and training aspect of the project, the American and the Russian instructors also collaborated in research projects, which were presented initially as a conference paper and were later published as a scientific article.

Алимов А.А. «Эколого-климатический фактор политики устойчивого развития»
Одной из наиболее острых и сложных проблем современного мира является проблема глобальных климатических изменений. К ее решению привлечено внимание не только ученых и специалистов, но также политиков, государственных деятелей и представителей широкой общественности.
Решения, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. стали этапным моментом в развитии политики в области эколого-климатической проблемы.
Однако до настоящего времени ни специалистам, ни политикам не удалось придти к соглашению по мерам, способным снизить опасность климатических изменений на глобальную социально-экономическую ситуацию. Одной из сторон проблемы является необходимость разработки системы мер для обеспечения более высокой степени экологической безопасности в связи имеющим место трендом в глобальном изменении климата в настоящее время.
Основное внимание в докладе будет уделено путям и формам международного сотрудничества в области решения проблемы устойчивого развития с учетом возрастания важности эколого-климатического фактора.

Боришполец К.П. «Новые международные процессы на постсоветском пространстве»
Вторая половина текущего десятилетия отмечена разнообразными динамичными изменениями в на постсоветском пространстве. От форматов преодоления вызовов и закрепления позитивных тенденций зависят перспективы устойчивого развития стран СНГ и расширение их участия в процессах широкого международного сотрудничества.

Долинский А.В. «Роль публичной дипломатии в системе международной коммуникации»
Публичная дипломатия – это меры, которые предпринимают государства, чтобы установить связь с обществами в других странах. В современных условиях постоянно расширяется круг акторов, которые оказываются задействованными в этой сфере, однако лидирующая роль государства сохраняется. Между тем, большинству государств не хватает систематического подхода к организации своего взаимодействия с зарубежными обществами, а для этого нужно понимание места государства в международной системе коммуникации, осознание недостатков текущей ситуации и эффективное применение публичной дипломатии для устранения недостатков.

Зиновьева Елена «Научно-технологическое измерение мировой политики»
Наука и технологии становятся одними из определяющих факторов мирового политического развития, обуславливающих роль и место России на международной арене. Сегодня закономерно, что чем более развита страна технологически, тем существеннее ее рычаги влияния в мире, шире диапазон возможностей, эффективнее обеспечивается национальная безопасность.
Если в XX веке фактором, существенно повлиявшим на политическое развития мира, стали открытия в области ядерной энергии, то в XXI веке, по оценкам исследователей, сходную роль сыграет революция в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.
В докладе будут охарактеризованы политические аспекты развития науки и технологий, научно-технический потенциал России, а также государственная политика России и ряда других крупных государств на данном направлении.

Зобнин А.В. «От информационно-аналитической работы к дизайну внешнеполитического решения в органах государственной власти РФ»
Исследуя процесс информационно-аналитической работы в органах государственного и муниципального управления Российской Федерации, многие аналитики приходят к выводу, что этап утверждения решения политико-управленческого процесса не имеет под собой информационно-аналитического обеспечения, именно поэтому достаточно острым встаёт вопрос безопасности политико-управленческого процесса, в особенности, если речь идёт о принятии внешнеполитических решений. Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть отработка теории дизайна политического решения и использование указанных наработок при формировании внешнеполитических решений. В докладе раскрываются основы теории дизайна политического решения, а также даются примеры использования знания дизайна при разработке и реализации внешнеполитических решений, а также в современной мировой политике.

Карлин Л.Н. «Эколого-климатический фактор политики устойчивого развития»
Одной из наиболее острых и сложных проблем современного мира является проблема глобальных климатических изменений. К ее решению привлечено внимание не только ученых и специалистов, но также политиков, государственных деятелей и представителей широкой общественности.
Решения, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. стали этапным моментом в развитии политики в области эколого-климатической проблемы.
Однако до настоящего времени ни специалистам, ни политикам не удалось придти к соглашению по мерам, способным снизить опасность климатических изменений на глобальную социально-экономическую ситуацию. Одной из сторон проблемы является необходимость разработки системы мер для обеспечения более высокой степени экологической безопасности в связи имеющим место трендом в глобальном изменении климата в настоящее время.
Основное внимание в докладе будет уделено путям и формам международного сотрудничества в области решения проблемы устойчивого развития с учетом возрастания важности эколого-климатического фактора.

Квашнин Денис «Современная биополитика и проблема эффективности деятельности государственных органов Российской Федерации»
Доклад посвящен одной из актуальных проблем современной политологии. Включение в политический анализ феномена «биополитики» позволяет проследить процесс изменения основ власти и её управленческих практик, впервые обратившихся к политическому использованию «власти над живым как биологическим видом».

Киселева Юлия «Мягкая сила России: направления, возможности и недостатки»
Проблема мягкой силы России подразумевает постановку двух взаимозависимых вопросов: обладает ли Россия мягкой силой, и если да, то насколько она существенна, чтобы конкурировать с «мягкими силами» других государств?
Данные вопросы связаны в первую очередь с самим термином «мягкая сила», важнейшей из характеристик которого является элемент «привлекательности». Однако представляется возможным «расширить» категорию мягкой силы в контексте внешнеполитической деятельности России. Российские и западные исследователи предлагают достаточно свободные дефиниции применительно к нашей стране.
Наиболее интересной представляется проблема «удельного веса силы» в мягкой силе России, то есть вопрос ее потенциала.
Вопрос мягкой силы во внешнеполитической деятельности России является актуальным в первую очередь в отношениях России со странами СНГ. Проблема дружественных отношений на границе с РФ напрямую связана с обеспечением стабильности и безопасности.
России необходимо научиться грамотно пользоваться возможностями мягкой силы по целому ряду направлений: в образовании, культуре, церковных связях, создании благоприятного имиджа в информационном пространстве и в сознании западного обывателя.

Колдунова Е.В. «Глобальное и региональное международное сотрудничество после кризиса: роль Восточной Азии и России»
Мировой экономический кризис выявил значительные противоречия и проблемные аспекты современной модели развития многих стран мира и глобальной экономической системы в целом. Он также оказался своеобразной проверкой на прочность для различных как старых, так и новых региональных центров силы. Однако вместе с тем кризисный период стал временем формирования новых форм и параметров глобального и регионального сотрудничества, среди которых «Большая двадцатка» и БРИК. Целью представленного доклада является анализ роли стран расширенного региона Восточной Азии, рассматриваемого рядом экспертов в качестве одного из новых мировых центров экономического роста, и России, также относимой некоторыми исследователями к категории растущих держав, в новых процессах глобального и регионального сотрудничества.

Полывянный Д.И. «Россия в мирополитических трендах: актор, объект, наблюдатель?»
Многие из современных мирополитических процессов не описываются адекватно в терминах политологического дискурса 90-х годов ХХ в. и требуют их уточнения. Формальная субъектность в международных отношениях сохраняет важность для «традиционной» стороны политики, связанной с деятельностью ООН, сферой международных договоров и пр. Структуры нового поколения (например, ШОС) аморфны, асимметричны и не склонны к фиксации механизмов принятия глобальных решений. Растет роль неформальных объединений и группировок, в которых присутствие России может принимать различные формы. В связи с этим встает «двойной» вопрос – как складывающиеся формальные и неформальные структуры и объединения вписываются в мирополитические тренды и какими могут быть способы присутствия нашей страны в этих структурах? Насколько оправдана политика присутствия при принятии глобальных решений и насколько действенны иные формы участия, в том числе посредством негосударственных структур?

Сегуру-Зайцев В.И. «Смогут ли Медведев – Ван Ромпей – Обама стать новыми триумвирами XXI века?»
Главным, на наш взгляд, событием XXI века становится континентальная, а затем и трансконтинентальная кристаллизация и консолидация мирового геополитического пространства.
Это будет иметь следствием переход от нынешнего волатильно-однополярного мира, – с одной главной валютой: USD и одним международным языком: «глобальным» английским, – к супер-крупным взаимно конкурирующим 2-4 блокам: демократическая христианская Северная (кон)федерация на базе ЕС, России и США, Восточно-азиатский китайский блок, арабско-мусульманский мир, Южно-азиатский индийский союз.
На сегодняшний день задача России – умелое балансирование между Западом и Китаем, имеющее целью понизить «акции» Запада для занятия лучших позиций в будущем Союзе.
Неоценима в деле сближения народов роль общественности. Объединительные процессы в Северном альянсе будут постепенно расширяться и углубляться, также как почти полтора века развивается в мире Движение за использование международного языка эсперанто.
А что готовы уже сейчас делать в этом направлении элиты? Зададимся вопросом: смогут ли Дмитрий Медведев, Херман Ван Ромпей и Барак Обама стать новыми триумвирами-объединителями XXI века?

Стецко Е.В. «Формирование новых институтов и "центров силы" как ответ на глобальные вызовы»
Существует мнение, что глобализация развивалась как самостоятельная и спонтанная мировая тенденция до конца 80-х гг. ХХ столетия. Но с начала 90-х эта тенденция стала превращаться в «проект», т.е. подобным образом акторы мировой политики стали искать способы адаптации своей деятельности к изменившейся политической реальности. Проект глобализации для многих стал шансом изменить свой политический статус, а для некоторых игроков – обрести этот статус.
Этот процесс адаптации обозначил начало изменения мирового устройства. Перемены коснулись традиционных и новых акторов. На уровне государств эту тенденцию можно обозначить как появление новых «центров силы». На уровне регионов – многих региональных организаций. На уровне НПО усилилось влияние и участие государства в «третьем секторе». А также, параллельно со старыми государствами-лидерами, стали складываться параорганизации и неформальные союзы.
Трансформации происходят и в общественном сознании: изменяются социальные доктрины, отношения с религиозными институтами, диаспоральная политика. Практически в каждом из этих меняющихся аспектов мирополитических процессов участвует и Россия. – Делается попытка ответить на вопрос, приведут ли эти изменения к формированию более устойчивой и гуманной мировой политической системы.

Троякова Т.Г. «Российский Дальний Восток на пути к интеграции»
Роль России в современных условиях во многом зависит от региональных приоритетов внешней политики. В данном докладе рассматриваются возможности интеграции российского дальнего Востока в Северо-Восточную Азию. Анализируются достижения и причины неудач интеграционных усилий дальневосточного региона и России. Дается сравнительный анализ политики на федеральном и региональном уровне на пример двух концепций развития Дальнего Востока России. Предлагаются варианты решения проблемы интеграции региона, в частности рассматриваются планы проведения саммита АТЭС в 2012 г. во Владивостоке и особенности их претворения с использованием местных источников.

Фельдман Д.М. «Российский тренд в мировом политическом развитии»
Распространенное представление об уникальности места и роли России в большей степени основано на идеологизированном отражении в сознании верхушечных (сословных, «классовых», отраслевых) групп элиты их собственных интересов, чем на действительном своеобразии РФ как актора мировой политики. В условиях растущей ориентализации и хаотизации мировой политики необходимо понимание российским обществом современных объективных трендов, определяющих политический курс внутри страны и на мировой арене. Неизбежные тактические коррективы этого курса, колебания и даже более чем вероятные понятные шаги при его проведении не должны уводить от основного, магистрального направления движения России – её модернизации. Окончательный отказ от мессианских иллюзий, трезвое и ясное осознание своего места и роли в мире XXI века, равно как и реальной социально-экономической обстановки внутри страны – необходимые предпосылки не только достойного будущего, но и самого существования России как государства – актора мировой политики.

Харкевич М.В. «Система мировой политической экономии как сложная адаптивная система»
В докладе будут рассмотрены два центральных тренда в современной мировой политике – упорядочивание и хаотизация – в их политико-экономическом измерении. Данные тренды анализируются на основе теории сложности. 

Харлампьева Н.К. «Роль и место России в формировании арктической политики»
Цель доклада: показать роль и место России в арктической политике. Рассмотреть возможности международных организаций, общественных объединений, усилий научно-исследовательского и образовательного сообщества, транснациональных корпораций с участием Российской Федерации в формировании транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе.

Хохлова Е.С. «Политическая роль бизнеса в преодолении современного экономического кризиса»
Случившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, быстро перешедший в кризис экономический, который не завершился до сих пор, заново поставил вопрос о жизнеспособности бизнеса отдельно от государства, и наоборот. Политиками начали проводиться многочисленные экономические форумы, нацеленные на решение экономических проблем глобального и национального уровня, при этом, зачастую участие в таких встречах начали принимать и представители бизнес-структур. В то же время, даже развитые страны с многопрофильной и жизнеспособной экономикой столкнулись с необходимостью предоставлять многомиллионные дотации банкам и крупным корпорациям, оказавшимся на грани банкротства, для того, чтобы не допустить краха экономики, разорения вкладчиков и массовой безработицы в связи с закрытием предприятий.
Все эти обстоятельства заставили экономистов, политологов и политиков всего мира говорить о необходимости создания новой глобальной финансовой архитектуры, о перестроении всей системы мировой экономики, о назревшей нужде в новых механизмах взаимодействия государств и бизнеса и об их взаимной ответственности. Однако, государственные и негосударственные акторы, подвергшиеся влиянию глобального экономического кризиса, пока не успевают реагировать на произошедшие изменения и вырабатывать своевременные программы действий, направленные на улучшение ситуации.
Цель данного доклада – проанализировать, какова политическая роль бизнеса в преодолении современного экономического кризиса, а также рассмотреть реально существующие модели взаимодействия акторов и возможные сценарии будущего развития модели мирополитических и глобальных экономических связей.

Чесноков А.С. «Иммиграция и политический процесс: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния»
Трансграничные миграционные процессы на рубеже XX–XXI веков приобрели особое звучание, стали предметом академических политологических дебатов и дискуссий, явились объектом государственной политики, международных договоров и конвенций, поскольку стала очевидна взаимосвязь между глобальными миграционными трендами, современным состоянием и перспективами социально-экономического развития различных регионов и государств мира.
В современных гуманитарных и социальных науках ведутся многочисленные и интенсивные миграционные исследования. Однако остается открытым и дискуссионным вопрос о том, каковы долгосрочные последствия миграционных процессов в мире: порождают ли они углубление сотрудничества или же интенсифицируют конфликты между странами, включенными в эти процессы? Отсутствует четкое понимание того, какой характер имеет корреляция миграционных процессов с политическими, демографическими и социально-экономическими реалиями; каковы причины миграций и каким именно образом они воздействуют на политические процессы в принимающих и в отдающих странах; каковы особенности политического, экономического, социального и культурного взаимодействия между мигрантами и принимающими обществами/государствами; какой должна быть эффективная и оптимальная национальная и международная политика в области регулирования иммиграционных процессов.

Чусова Н.С. «Пределы и возможности механизмов общественной дипломатии в конструировании имиджа России за рубежом»
В условиях новых глобальных вызовов Россия позиционирует себя как противовес США, например, в вопросе ядерной программы КНДР в военно-политической сфере, «сырьевую» державу в торгово-экономической сфере. Механизмы формирования указанных образов отработаны, проверены и представляют собой комплекс мер «традиционной» политики и дипломатии, но имеют свои недостатки, в частности, последствия их применения в формировании образа страны оцениваются неоднозначно.
В свою очередь, в социально-гуманитарной сфере существуют возможности для конструирования образа страны с помощью механизмов общественной дипломатии, где ключевая роль принадлежит ННО и гражданскому обществу, однако данные механизмы используются слабо, или не используются вообще, следовательно, возможности зачастую остаются не реализованными.
В статье рассматриваются стратегии конструирования международного имиджа России, с помощью механизмов общественной дипломатии, разработанные в рамках одноименного проекта.

Ширяев Б.А. «Новая конфигурация мирового порядка и позиция России»
В докладе рассматриваются новые явления в системе международных отношений, вызванные текущим финансовым кризисом. Эти явления создают значительные угрозы для России и, вместе с тем, открывают новые возможности для укрепления ее международных позиций. Реализация новых возможностей на международной арене зависит как от воздействия внешних факторов, так и от внутренней ситуации в России.


 
Russian (CIS)English (United Kingdom)
 

Секции VI Конвента